Паломничество в Дивеево 2005

С 1 по 12 августа 2005 года священником Сергием Ефимовым была организована детская паломническая поездка для учащихся воскресной школы храма Вмч. Георгия Победоносца с. Мамоново. Целью поездки было совместить посещение святых мест с детским летним отдыхом. Во время поездки паломники должны были не только познакомиться с главными святынями тех мест, которые проезжали, но и лучше узнать друг друга, научиться послушанию, терпению. Данная поездка является первой из последующих посещений святых мест Московской области и соседних с ней российских регионов.

1 августа - в день празднования памяти Серафима Саровского чудотворца, после праздничной Божественной Литургии, молебна о путешествующих, окропления машин и паломников святой водой наша группа из 12 человек на трех легковых машинах отправилась в паломническую поездку по святым местам Рязанской, Нижегородской, Владимирской областей и республики Мордовия.

В первый день наш маршрут проходил мимо городов Бронницы, Коломна, Рязань, Шацк. Вечером, после 350 километров пути, мы прибыли в конечный пункт первого дня – с. Высокое Рязанской области. Это живописное село расположено на границе четырех российских регионов: Рязанской, Тамбовской, Пензенской областей и республики Мордовия. Там нас радушно встретил иеромонах Феодосий (Иванов) – настоятель Троицкого храма. В этом храме нам предстояло провести две ночи.

Во второй день нашего путешествия православной церковью праздновалась память Пророка Божия Илии. В Троицком храме настоятелем в сослужении с отцом Сергием, организатором паломнической поездки, была отслужена Божественная Литургия, на которой все паломники причастились Святых Христовых Тайн. По окончании Божественной Литургии отец Сергий отслужил панихиду, и мы отправились на престольный праздник в с. Борки, где поучаствовали в крестном ходе с чудотворным образом Казанской Божьей Матери от кладбищенского храма Ильи Пророка до Никольского храма. Отец Сергий и отец Феодосий по очереди несли чудотворную икону, которую ежегодно обносят по всей Рязанской епархии.

В Никольском храме с. Борки мы приложились к частицам мощей Свт. Николая Чудотворца, преподобных Киево-Печерских старцев и познакомились с настоятелем храма – отцом Георгием.

После трапезы мы отправились в Свято-Успенский Вышенский женский монастырь, расположенный на реке Выша. В начале XX века Вышенский монастырь был закрыт, колокольня разрушена. В обители размещался лесхоз, а с 1938 года — областная психиатрическая больница. К сожалению, лечебница находится на территории монастыря и по сей день. Недалеко от монастыря ведется строительство нового здания лечебницы, после завершения которого больница будет перенесена туда.

Монастырю принадлежит Казанский храм, Христорождественский игуменский корпус и Успенская церковь. В настоящее время до конца отреставрирована только соборная церковь, где находятся мощи Святителя Феофана Затворника, в Казанском храме полным ходом идут восстановительные работы. В Успенской церкви мы приложились к мощам свт. Феофана Затворника и служащий священник помазал нас святым маслом от лампады, висящей у мощей.

С именем Святителя Феофана связан расцвет Вышенского Свято-Успенского монастыря, настоятелем которого он был в течение 6 лет. После этого он ушел в затвор на 22 года. Мы видели келию, в которой Св. Феофан находился в затворе и вел переписку со своими духовными чадами.

Сейчас в монастыре трудятся 20 сестер. Монахини живут не на территории монастыря, а на подворье в нескольких километрах от монастыря в с. Быкова Гора. Настоятельницы монастыря и подворья – родные сестры.

После посещения Свято-Успенского Вышенского женского монастыря мы отправились в с. Эммануиловка, где находится храм Сергия Радонежского и источник Св. Феофана Затворника. После канонизации Святителя Феофана Затворника в 1988 году его мощи были перенесены в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка – храм Сергия Радонежского. Когда же появилась надежда на возрождение Успенской обители, по инициативе Патриарха было принято решение перенести святыню в отреставрированный соборный храм Свято-Успенской обители. Сейчас на месте раки с мощами находится мощевик с частичками мощей многих святых. В храме мы встретили отца Георгия – настоятеля Никольской церкви в с. Борки, который привез туда чудотворный образ Казанской Божьей Матери. После посещения храма мы окунулись в святой источник Свт. Феофана Затворника и поехали дальше – в Николо-Чернеевский мужской монастырь.

По пути в Николо-Чернеевский монастырь мы остановились, чтобы сфотографировать отреставрированную мельницу, находящуюся у трассы Москва-Челябинск напротив поворота на Вышу. Чтобы попасть в монастырь, нам пришлось проехать по понтонному мосту через реку Цна. До обители мы добрались, когда уже смеркалось. Нас встретил отец Феофан – настоятель монастыря и рассказал об истории обители. Мы посетили храм Архангела Михаила, в котором находятся икона основателя монастыря Матфея Чернеевского и икона Божией Матери с сосудом, наполненным оливковым маслом, привезенная из Греции. На втором этаже храма находится придел Казанской иконы Божией Матери, в котором недавно начались реставрационные работы.

Также мы посетили соборную церковь монастыря, которая имеет редкое архитектурное решение: в центре расположен каменный столб, разделяющий храм на два одинаковых придела: Свт. Николая Чудотворца и Рождества Богородицы. Благодаря помощи благотворителя в храме расписывается алтарь, штукатурятся стены, заказан иконостас высотой 11м, шириной 16м, а также планируется сделать подогреваемые полы, при этом температура пола будет достигать +40 0С, а на уровне роста человека +270 С.

Отец Феофан поведал нам о небывалом разливе реки Цны в этом году, в результате которого монастырь оказался на острове и добраться до него можно было только на лодке.

Посещая святые места, мы не забывали и о летнем отдыхе: купались в чистейшей, можно сказать прозрачной реке Выша с песчаным берегом, в «финских» озерах с. Высокое, побывали с экскурсией на Шацком мясоперерабатывающем комбинате. В советское время комбинат работал только на экспорт. Нам был показан технологический процесс производства, и по окончании экскурсии мы получили в подарок продукцию комбината.

Гостеприимные жители села Высокое угощали нас парным молоком, свежими куриными яйцами, малосольными огурцами, только что пойманной вкусно пожаренной рыбой. Наша трапеза была организована возле Троицкого храма, где по вечерам мы дружно пели песни под гитару.

На следующий день утром мы попрощались с отцом Феодосием, поблагодарили его за радушный прием, интересную экскурсию по святым местам и отправились дальше – в Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

В стенах древней Санаксарской обители мы посетили нижний храм в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, где почивают мощи святых угодников Божиих: преподобного Феодора Санаксарского, святого праведного воина Федора Ушакова, адмирала флота Российского и преподобного Александра исповедника, последнего настоятеля монастыря. Рака святого праведного воина Федора Ушакова выполнена из дерева в виде лодки.

За алтарной частью кладбищенского храма в честь Воскресения Христова у могилы широко почитаемого старца схиигумена Иеронима (1931-2001), духовника Санаксарской обители, отец Сергий отслужил панихиду и, по просьбе паломников из Нижнего Тагила, заупокойную литию.

В окрестностях монастыря мы посетили святой источник преподобного Феодора Санаксарского, набрали воды и отправились в Нижегородскую область, с. Елизарьево, расположенное недалеко от пос. Дивеево. В с. Елизарьево мы остановились на две ночи в доме у радушных хозяев – семьи Васильевых. Вечером по приезде в с. Елизарьево окунулись в источнике преп. Серафима Саровского, который находится у пос. Цыгановка.

Ранним утром четвертого дня нашего паломничества мы поехали в Дивеевский женский монастырь на Литургию. В этот день Святая церковь праздновала память св. равноапостольной Марии Магдалины. В конце службы состоялся крестный ход до игуменского корпуса, в котором находится домовая церковь во имя св. равноап. Марии Магдалины, и был отслужен молебен.

После богослужения мы немного отдохнули и затем прошлись по Богородичной Канавке, исполнив Богородичное правило, в Троицком храме приложились к мощам преп. Серафима Саровского, приобрели святыни: сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима и земельку с Канавки Пресвятой Богородицы, а также аудиокассеты-спектакли с житиями святых новопрославленных Дивеевских жен.

У храма Рождества Богородицы подошли к могиле Николая Мотовилова. Рядом с могилой растет береза, на стволе которой с одной стороны отчетливо видна морда медведя, а с другой – образ Пресвятой Богородицы.

Недалеко от монастыря мы окунулись в святом источнике во имя Иверской иконы Божьей Матери, который собственноручно был выкопан первоначальницей Дивеевской обители преп. матушкой Александрой, и набрали святой воды из источника матушки Александры, который расположен рядом с Иверским источником.

Вечером мы собрались на праздничную трапезу у семьи Васильевых, поздравили с именинами и причастием Святых Даров самую маленькую путешественницу Машеньку и дочь хозяйки Марию, а также с днем рождения Светлану, участницу паломнической поездки.

Утром пятого дня путешествия мы попрощались с благочестивой семьей Васильевых и отправились по маршруту Арзамас – Нижний-Новгород – Гороховец – с. Небылое.

По дороге в Арзамас заехали в с. Суворово, посетили храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором находятся приделы: сошествия Святаго Духа, Архистратига и прочих Небесных Сил Бесплотных, покоятся мощи святых новомучениц Евдокии, Дарии, Дарии, Марии. Мы приложились к мощам новомучениц и поехали дальше.

Города Арзамас, Нижний-Новгород и Гороховец мы проехали без остановки и к вечеру пятого дня путешествия оказались в конечном пункте с. Небылое, где был разбит наш паломнический лагерь. В центре села расположен Свято-Успенский Космин монастырь, основанный в начале XV столетия преподобным Космою Яхромским, где также почитается святитель Митрофаний Воронежский, бывший настоятелем монастыря на протяжении 10 лет. В монастыре нам предстояло два дня иметь послушание: копать и чистить картофель, убирать мусор и отчищать монастырскую стену. Мы с удовольствием выполняли все поручения.

После послушания в монастыре мы активно отдыхали: купались в пруду, ходили в лес по грибы.

Утром восьмого дня нашего путешествия мы отправились в г. Суздаль. Первым мы посетили Суздальский Ризоположенский женский монастырь, основанный суздальским епископом Иоанном в 1207г. Монастырь мы увидели издалека благодаря Преподобенской 72-метровой колокольне – самому высокому сооружению Суздаля, которая была воздвигнута в монастыре на средства городских жителей в честь победы над Наполеоном. На колокольне было 12 колоколов. В 1931г все они были сброшены и увезены на переплавку. Сейчас на колокольне – новые колокола. История монастыря связана с известной суздальской святой – преподобной Евфросинией Суздальской (1212-1250). По преданию, когда войска хана Батыя разорили Суздаль, только Ризположенский монастырь остался цел благодаря молитвам Евфросинии.

Также в Суздале мы посетили Васильевский мужской монастырь, который возник в XIII веке как форпост городской крепости на дороге, ведущей от суздальского кремля в Кидекшу. В монастыре нас радушно принял настоятель отец Иов. Мы поднялись на колокольню храма Казанской иконы Божьей Матери, и нам открылся прекрасный вид на Михайловский храм на Михайловской стороне, настоятелем которого является протоиерей Виталий.

Мы увидели также второй зимний храм Михайловской стороны – храм Флора и Лавра и третий храм-усыпальницу св. благоверного князя Александра Невского. На территории Михайловской стороны построена православная бесплатная гимназия для начальных классов на 40 человек. Планируется строительство гимназии для старших и средних классов. Летом в здании гимназии был православный лагерь для детей из Суздаля, Владимира, Иваново.

Интересным оказалось посещение Суздальского кремля. В XII веке на том месте, где сейчас находится Кремль, начал строиться город Суздаль. Здесь были сооружены первые земляные укрепления и возведен первый городской Рождественский собор. В Кремле сохранились крепостные валы и рвы, остались и некоторые церкви, относившиеся к кремлю. Это Успенская церковь, пара церквей у крепостного вала – Никольская и Христорождественская. Сейчас Суздальский кремль – это музей, с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли.

Незабываемые впечатления у нас остались от посещения музея деревянного зодчества. Из разных сел Суздальского района на пустовавшее место на высоком берегу реки Каменки свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. И это ранее пустовавшее место заполнилось гениальными творениями человеческих рук.

Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано все, что дошло до нас из XVIII-XIX веков, не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а возвышаются над ними купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц. Музей деревянного зодчества дает представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян тех далеких времен.

В музее деревянного зодчества мы познакомились с Инной и Александром Костровыми. Они для нас исполнили русские народные песни под гусли, организовали хороводное пение и подарили кассеты с записями своих песен.

К нашей группе подошли переводчица и туристы из города Рима. Среди туристов оказался католический священник. Священник из Рима и отец Сергий обменялись приветствиями.

После посещения Суздаля мы вернулись обратно в с. Небылое, где был разбит наш паломнический лагерь.

На следующий день мы отправились на святую муромскую землю. Первым мы посетили Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Там мы зашли в небольшую часовню Великомученика Георгия Победоносца, в Преображенском храме приложились к мощевику с частицами мощей святых, окунулись в Живоносном источнике.

В Спасо-Преображенском монастыре, находится чудотворная икона Божией Матери Скоропослушница, привезенная с далекого Афона. Во имя Богоматери сооружен кипарисовый иконостас. Много пришлось выстрадать Спасо-Преображенскому монастырю: его закрывали, размещали на его территории солдатские казармы, сравняли с землей монастырское кладбище - сделали на нем плац. А теперь, Слава Богу, все восстанавливается.

После посещения Спасо-Преображенского мужского монастыря доехали до площади Крестьянина, на которой находятся два монастыря: Благовещенский мужской и Свято-Троицкий женский монастырь.

Благовещенский монастырь основан в 1563 царем Иоанном Грозным в память завоевания Казани на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной крестителем Муромского края святым благоверным князем Константином на рубеже 1097-1098гг.

Получив в 1097 году в удел Муром, князь Константин прибыл сюда, взяв с собой икону Божией Матери, названную впоследствии "Муромской", вместе с супругой Ириной, чадами Михаилом и Федором, чтобы крестить муромлян в Оке.

В храме монастыря в приделе имени Константина и его сыновей, покоятся в одной раке, обложенной серебром мощи местночтимых святых – князей Константина, Михаила и Фёдора, к которым мы все приложились.

По соседству с Благовещенским монастырем стоит Свято-Троицкий женский монастырь. В его одноимённом Троицком соборе находится

резная деревянная рака с мощами святых муромских князей Петра и Февроньи,

которые жили в 13 веке и считаются покровителями счастливого брака и

семейного благополучия. В один день и час предали они святые свои души в руки Божии. Похороненные по монашеским правилам в разных гробах, тела святых оказались лежащими рядом. И как не пытались разлучить их люди, каждое утро мощи святых супругов обретали в одной домовине.

На территории монастыря имеется святой источник свв. князей Петра и Февроньи. Мы приложились к мощам святых и набрали воды из источника.

Летом в стенах обители действует ещё и деревянный

храм Сергия Радонежского (1715), который 26 лет назад по брёвнышку

перевезли сюда из малого лесного села Пьянгус соседнего Меленковского района.

В центре Мурома, на берегу реки Оки, установлен памятник воину и святому Илии Муромцу. По-прежнему стоит богатырь на страже муромской земли.

За памятником Илии Муромца на берегу реки Оки расположена Николо-Набережная церковь. В Никольском храме мы приложились к мощам Иулиании Лазаревской Муромской (жила в XVI веке). Замужняя женщина, многодетная мать, всю свою жизнь сумела посвятить возлюбленному Господу, всю ее обратила в служение ближним. Вскоре после смерти на ее могиле начались чудотворения, тело благочестивой женщины было обретено нетленным. Уже через 10 лет после кончины святая была канонизирована. Рядом с храмом находится святой источник, который мы посетили.

Вечером мы вернулись обратно в с. Небылое уставшие, но счастливые.

Следующий день принес нам много новых открытий о святынях земли Владимирской.

Мы посетили центральный храм Владимирской епархии Успенский собор, основанный святым князем Андреем Боголюбским. Долгие годы здесь пребывала величайшая святыня Русской земли – Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Сейчас находится чудотворная икона Божией Матери Максимовская. В северной части храма, на солее, находится рака со святыми мощами благоверного князя Андрея Боголюбского. На южном конце солеи расположена рака с мощами его 20-ти летнего сына – благоверного князя Глеба. В центральной части собора между колонн располагаются две богато украшенные раки: одна с частью мощей благоверного князя Александра Невского, другая с мощами благоверного князя Георгия Всеволодовича.

Также в храме покоятся мощи святого благоверного князя Всеволода Великого, прозванного «Большое Гнездо», при правлении которого Успенский собор был расширен и обновлен. Рядом с Успенским собором построен удивительный по красоте один из самых древних храмов Руси Дмитровский собор. Он был построен в 12 в. В настоящее время этот храм отреставрирован и превращен в музей. За определенную плату можно проникнуть в эту уникальную церковь и послушать, как на весь храм вместо церковного пения из магнитофона чей-то голос рассказывает об истории храма.

Затем мы посетили Успенский Княгинин монастырь, основанный в 1200г. Всеволодом Великим и его супругой – святой благоверной княгиней Марией (в схиме - Марфа). В монастыре покоятся мощи св. благоверной княгини Марии, несколько небольших частиц мощей святого мученика Авраамия Болгарского, находится чудотворная икона Божией Матери Боголюбская (XII в.).

После этого мы отправились в Богородице-Рождественский монастырь, построенный великим князем Всеволодом Больше Гнездо 22 августа 1191г. Главные святыни обители – рака с мощами Святителя Афанасия, исповедника и песнописца и Чудотворная икона Божией Матери Тихвинская.

Мы посетили Свято-Боголюбский монастырь, созданный в середине XIIв. святым благоверным князем Андреем Боголюбским (род.1111г.) и храм Покрова на Нерли, который находится в 1,5км от Боголюбова. Храм Покрова на Нерли также был построен Андреем Боголюбским за несколько летних месяцев 1165г. в ознаменование победоносного похода против Волжской Болгарии, а также в память своего старшего сына Изяслава, заплатившего жизнью за эту победу. Высота храма всего 20 метров, его стены украшены резьбой по камню. Он включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Летом 1174года князь Андрей Боголюбский был убит руками заговорщиков в лестничной башне Боголюбского замка.

На следующий день нам предстоял отъезд из села Небылое и возвращение домой.

По дороге в Москву мы заехали в г. Юрьев-Польской в Михаило-Архангельский мужской монастырь, настоятелем которого является отец Афанасий. В Михаило-Архангельском мужском монастыре находятся храм Михаила Архангела, деревянный храм Великомученика Георгия Победоносца и белокаменный собор Великомученика Георгия Победоносца (1234г.) ныне не действующий. В монастыре располагается музей. В этом году было принято решение о частичной передаче Владимирской епархии соборного храма. Сейчас там находится экспозиция музея, а по праздничным дням туда приезжает из Петушков настоятель обители – игумен Афанасий (Селичев), и совершает богослужения.

В Михаило-Архангельском мужском монастыре мы поднялись на колокольню.

В г. Юрьев-Польском нам также удалось побывать в Свято-Введенском Никоновском мужском монастыре, в котором родился Никон Радонежский – ученик преподобного Сергия Радонежского. В Свято-Покровском храме монастыря покоятся мощи кн. Святослава, по преданию он сын Петра и Февроньи, а также находится частичка мощей Великомученика Георгия Победоносца.

Следующим нашим остановочным пунктом был город Александров. Там мы посетили музей-заповедник Александровскую слободу – резиденцию Ивана Грозного, Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. В Свято-Троицком соборе (XVXVвв.) монастыря покоятся мощи преподобного Корнилия, и по повелению Алексея Михайловича находится икона с частичкой мощей преподобного Лукиана, основателя монастыря.

Мы побывали также в Свято-Троицком Стефано-Махрищском женском монастыре, основанном в середине XV в. преподобным Стефаном, сподвижником преподобного Сергия Радонежского. Основные святыни монастыря: чудотворная икона Божией Матери Тихвинская, ковчег с частицами мощей Святых угодников Божиих, мироточивая икона преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей, которая чудесным образом отразилась на стекле в год закладки нового Стефановского Храма.

Затем мы остановились в Свято-Благовещенском Киржачском женском монастыре, основанном в 1358г. преподобным Сергием Радонежским, где покоятся мощи Романа Киржачского, ученика преподобного Сергия Радонежского.

Поздно вечером в 22.00 мы вернулись домой, наша паломническая поездка закончилась.

Во время паломнической поездки мы соборно молились утром и вечером, присутствовали на Божественных Литургиях, прикладывались к мощам святых, окунались в святых источниках, выполняли различные послушания, получив при этом заряд бодрости и духовного здоровья.

Посещая святые места, мы не забывали и об отдыхе: купались в реках и озерах, ходили в лес по грибы, сидели у костра, пели песни под гитару. Это всех нас очень сблизило и помогло лучше узнать друг друга.

В следующем году планируется посетить святыни Костромской и Вологодской епархий.

Гостеприимные жители села Высокое угощали нас парным молочком, свежими куриными яйцами, малосольными огурцами, только что пойманной вкусно пожаренной рыбой. Наша трапеза была возле храма, где по вечерам мы дружно пели песни под гитару.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ



ИКОНА ДНЯ