В воскресенье, 28 мая 2017 года в Христорождественском храме с. Беседы состоялась последняя в этом году встреча семинара «Словесник». Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» не считается «программным» текстом, в отличие, например, от цикла рассказов «Темные аллеи». Однако идея романа («бессюжетного», казалось бы) необычайно интересна: как в человеке пробивается и складывается необходимость «записывать мир».
Поэтическое дарование Алексея Арсеньева требует выхода, мучает его, и во всем окружающем он ищет и видит следы прекрасного. Герой, ищущий прекрасное, наблюдающий за собой как за частью окружающего мира – это своего рода архетипическая точка роста для бунинских текстов (вспомним, например, рассказ «Неизвестный друг»), из которой в дальнейшем разворачивается «бессюжетный» ход событий.
Идея необходимости письма, описания, выговаривания (вспомним Бенвениста: «эстетика – наука о выражении» или выписывание, процарапывание со скрипом мира, о котором пишет Деррида) себя и своей жизни - вот что является идейным центром романа. Поэтому композицию текста можно назвать концентрической, хотя, как всякий биографический текст, он выстроен линейно, фабула не прерывается, плавно завершаясь в пятой части романа смертью Лики и воспоминанием Арсеньева о подаренной ею сафьянной тетради, в которой он и должен писать, следуя своему призванию и предназначению. И эта тетрадь (памятуя о сложных взаимоотношениях героев, их непонимании, тяготении друг к другу, наконец разрыве) символизирует свободу, к которой стремится Арсеньев, и непрестанный поиск «начала и конца» себя, своего существования. Эта же тетрадь и процесс письма как отстранения себя от своей жизни упоминается и в середине четвертой главы.
Однако вся эта необходимая для понимания героя символика, как правило, не замечается, потому что на первый план выходит бунинский стиль (словами М.Цветаевой, «сплошное чарованье»:), настолько чистый и точный, что расстояния между читателем и миром автора совершенно не ощущается.
Нобелевская премия была получена И.А. Буниным с формулировкой «за строгое мастерство» - и строгость мастерства в том, что можно и не заметить ступени лет и мнений и споткнуться, задев старый стул из обветшавшего отцовского кабинета, услышать хруст соленого арбуза из бунинского детства, и внезапно, под действием неизвестного порыва, купить билет до Путивля на поезд, который увезет в конец XIX столетия – в наш современный мир, где нет компьютеров и телефонов, а фотографические аппараты изображают мир как он есть – до боли прекрасный, ослепительно чистый и непременно обещающий прекрасное.
В воскресенье, 14 декабря 2025 года, в здании Воскресной школы Христорождественского храма с. Беседы в связи с 110-летием со дня рождения Георгия Свиридова и 195-летием создан...
30 ноября в рамках деятельности Комиссии по культуре Подольской епархии в стенах Домодедовской детской школы искусств (филиал «Вдохновение») прошел концерт «Русская академическая м...
23 ноября 2025 года, для прихожан Христорождественского храма с. Беседы Ленинского г.о. преподавателем МГУ Бондаренко В.В. была организована музыкальная культурно-историческая...
16 ноября в рамках празднования 100-летия блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, в Христорождествнском храме с. Беседы Ленинского г.о. прошёл пока...
Обращение архиепископа Подольского и Люберецкого Аксия в связи с Днём памяти жертв политических репрессий